"Война из всех нас сделает трупов".
Название | "Охотник на оленей" |
Год выпуска. | 1978 |
В главных ролях | Роберт де Ниро, Кристофер Уокен, Мерил Стрип, Джон Казале, Джон Сэвидж |
Бюджет | 15 миллионов долларов. |
Награды | 5 "Оскаров" (лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая мужская роль второго плана, лучший звук, лучший монтаж), 1 BAFTA, 1 "Золотой глобус". |
Признаюсь, мне немного страшно писать мини-рецензию на такой фильм. Страшно, что она может оказаться недостойной такой завораживающей. Такого шедевра, к которому как нельзя лучше подходят столь популярные слова «саспенс» и, простите, «классика». Произведения искусства.
Перечислять награды «Охотника на оленей» бессмысленно. Их слишком много, да и когда награды говорили о чем-то правду?
Стоит просто написать о нем как можно воодушевленней, как можно более искушенно, чтобы хоть в процессе написания поста еще раз ощутить все то, что испытывал, смотря фильм. А ощутив, передать чувства тому, для кого пишешь.
Итак, кто же выступит в качестве эпицентра всех чувств, что вышвыривает в глаза смотрящему эта картина? Как ни странно, русские. Причем русские в такой нетрадиционной для Голливуда ипостаси – просто рабочие одного из многочисленных заводов, друзья, четверо сыновей русских эмигранток и один швед. Простые, уже почти окончательно «американизованные» парни, живущие свое простой жизнью и спокойно идущие навстречу своей «american dream». Ничем не выделяющиеся из огромной массы таких же работяг, находящие свое счастье в самых простых радостях жизни. Местные девушки, бесплатное пиво в баре вкупе с вечным ворчанием матерей, так почти и не выучившихся говорить по-американски…
В относительно размеренный и спокойный ход их жизни врывается Вьетнамская война. Вернее, она-то не врывается, а трое из них – Никки (Кристофер Уокен), Стив и Майк (Роберт Де Ниро) сами уходят добровольцами на фронт. Uncle Sam Wants YOU, «Америка ждет, что каждый исполнит свой долг», прочая пропагандисткая дребедень – и трое молодых мужчин, еще готовых принести пользу своей стране и без того, чтобы сдохнуть на Меконге, отправляются во Вьетнам, навстречу всему тому, что так хорошо описывают «Взвод» и «Цельнометаллическая оболочка». Смерти, крови, наркотикам и пулям вьетнамцев.
Да и вдобавок, они все любят и любимы, причем герои де Ниро и Уокена влюблены в одну и ту же женщину, но...Война сотрет все из их памяти.
-Hell, it’s green beret!
-Wait, wait a minute, Stivie…Sir…Sir…We are passing to a Vietnam! We are going to war!
- What could you say? It’s hard? What about yellow bastards?
- Fuck It.
- What?!
- Fuck It
Прибыв во Вьетнам, новобранцы с головой окунаются во все дерьмо здешней войны. Этнические чистки, беженцы, нагероиненные американские рейнджеры, отсутствие как врагов, так и союзников, сожженные деревни и невыносимый климат. Все так, как и должно было быть.
Во время одной из операций небольшой отряд американцев, среди которых были и герои фильма, попадает в плен. Грязная вода, полузатопленная клетка, никакой пищи – и вьетнамцы, играющие с пленными «в русскую рулетку». Двое пленных садятся друг напротив друга, вьетнамцы делают ставки и…
Russian roulette.
В решающий момент, по всем канонам жанра героев де Ниро и Уокена заставляют играть «вместе», де Ниро просит сразу три патрона в барабан…Как итог: десяток вьетнамских трупов и герои фильма оказываются на свободе…
…Годы спустя, Майк Вронски (Роберт де Ниро) вновь возвращается в Сайгон. В Сайгон потерянный, разгромленный и в трепете ожидающий прихода сил коммунистов. В развалинах города он пытается отыскать Николаса.
Он находит его в одном из опиумных притонов играющим в ту самую «русскую рулетку», но уже за деньги. Чтобы вернуть в нем воспоминания о прошлой жизни, Вронски соглашается играть в против него.
- Ник, неужели ты не помнишь ничего? Оленя? Охоту? Акселя? Вспомни яблони около Ее дома, когда поднимается ветер на рассвете?
- Да…
Но рука у Ника покрыта язвами от шприца, тело давно иссушено опиумом…Он вспоминает свою молодость, свою растерзанную войной прошлую жизнь, невесту, мать. Мягко отодвигая удерживающую его руку Вронски, он вскидывает пистолет к виску…Выстрел.
Охотник на оленей – один из самых трагичных и подлинно печальных фильмов мирового кинематографа. Он трагичен как «Гамлет», как плач на могиле, как глаза старого оленя.
И как нельзя лучше иллюстрирует то, что война не содержит никакой красоты, никакой бравады или глянцевости. На войне только умирают. И даже давно закончившись, война продолжает коверкать жизнь мирных людей.
Рекомендовано для просмотра тем, кто одобряет "Цельнометаллическую оболочку", "Взвод", "Однажды в Америке".